..jedes Träumen setzt nicht nur ein vergangenes Wachen, auch ein künftiges voraus
(Kantate-Vorlesung, Vorschule der Ästhetik, Jean Paul, 1804)
...
Одна из ставен со скрипом отклонилась в сторону, прикрыв большого белого мотылька, за которым наблюдал мальчишка с расцвеченным цветными мелками лицом. Из окна показалась не то, чтобы правильно круглая, и скорее даже овальная физиономия, уставившись на одинокого дудочника, прочищающего свой инструмент с помощью мотка надёрганных из лошадиного хвоста волос.Лошадь принадлежала хозяину постоялого двора. Лошадь звали Мадонной, и она по-человечески терпима была к тем, кто приближался к ней сзади, чего нельзя сказать о тех, кто пытался подступиться к ней со стороны головы - челюсти Мадонны, в лучшем случае, смыкались на воротниках и лацканах, но бывали случаи, когда в лошадиных зубах оказывались и особо выдающиеся над поверхностью всего остального тела носы и уши.
По всей провинции ходила легенда о том, как лошадь однажды ухватила за нос наследного принца.
По другой версии, дошедшей до самой столицы (по слухам, версии, из столицы вышедшей и совершившей круг почёта Священной империей, прежде чем вернуться в приёмную залу и расположиться по левую руку от королевы), пострадали не столько органы обоняния, от каковых, ко всенародному сожалению, мало что зависело в управлении державой, сколь единственный и неповторимый орган, на коем лежало бремя ответственности за положение целой династии, буде она пожелает оставаться у власти до того момента, когда самая захудалая и бесплодная из ветвей родового древа будет сломана под тяжестью прошлогоднего снега.
По третьей версии, принц и лошадь были давними знакомыми.
Родом лошадь, если верить сторонникам этой истории, была из королевских конюшен, но король в молодые годы, в один из дней празднования своей коронации, заключил пари с хозяином постоялого двора (изменившего с тех пор название на "Королевское пари"), не слушая советов присутствовавшего при заключении флагелланта, утверждавшего, что друг его друга рассказывал о своём друге, который слышал как сосед рассказывает сборщику подати о том, что племянник этого сборщика пустил слух, будто владелец постоялого двора оставил с носом десятки и даже сотни благородных господ, попытавшихся заключать с ним пари на аналогичных условиях; более того, большинство посетителей двора были убеждены, благодаря распространившейся молве, что хозяин обладает собственным войском, состоящим из отборнейших кадров самых различных имперских народностей (место в ней нашлось также для 3 мавров, 5 арабов, 7 славян, 2 монголов, 4 индийцев и 8 китайцев). Ожидаемо, король проиграл были и поскольку золота у него при себе не было, а драгоценности интересовали победителя ещё меньше, чем женские ласки, король вынужден был отдать свою непарнокопытную фаворитку.
Во всех версиях, впрочем, общим местом оставалось увечье, нанесённое лошадью наследному принцу. И принц самым старательным образом оправдывал своим поведением и судьбой принесённую им однажды жертву.
Овальная физиономия, принадлежавшая главной городской молочнице, обратилась в сторону мальчишки; глаза (и подобно охотничьим собакам, учуявшим дичь, навострившиеся уши) оставались прикованы к дудочнику.
Мальчик пытался произнести что-то; язык не слушался мысли, а мысли ступали в противоречие с языком - служили тому причиной несколько забродивших ягод, найденных в старой пивной бочке на заднем дворе монастыря, или же мальчик был лишён дара речи с рождения и только сегодня, при виде этой овальной физиономии, следившей за дудочником, прочищавшим свой горячо любимый и глубоко ненавистный инструмент волосом из хвоста лошади по имени Мадонна, однажды цапнувшей наследного принца за самое достоинство - только в этот, ставший знаменательным, день у мальчишки возникло побуждение наконец-таки высказаться; так или иначе, даже слепой бы почуял, что в присутствии музыкантов, не стоит и пытаться привлечь внимание к устной речи.
Мальчик повернул голову и бросил исполненный не по годам благородного презрения взгляд на дудочника, который как раз бросился в погоню за шляпой, схваченной, среагировавшей на испускаемый головным убором рыбный запах, большой пятнистой кошкой, в мгновение ока исчезнувшей в узком проходе между городской стеной и домом молочницы.
...
Хороший день предполагает сочинение - время от времени это вызывает болезненные переживания. Стоит ли выстраивать свой день так, чтобы всегда находилось время для сочинения? Или разумнее было бы распоряжаться собственным временем в соответствии с действиями, требующими наименьшего психологического напряжения, исходя из чего уделять внимание и сочинительству?
Постановка вопроса сама по себе неверна, поскольку сочинительство нельзя отнести к сфере неблагоприятного психологического напряжения - рано или поздно результат изобретает себе алиби в глазах автора; "в идеале", да, но таковой "идеал" можно считать одним из легкодоступных - во многом это будет зависит от посредничества, каковое может быть связано либо с дисциплиной либо с самовнушением.
Суда, таким образом, не происходит, поскольку присяжным дано право предварительного мнения.
Присяжные, выслушав оправдания и объяснения сочинения, могут счесть их достаточными - чаще всего именно так и происходит, и, к не счастью, материал может проникнуть в мир как не лишённый искренности пример безалаберного толкования правил этого мира либо как носитель искажённого в поисках утерянного времени отображения того же мира - материал, иначе говоря, в худшем случае, может выступать рабом, рабом раба своего, преступлением против человечества или претензией на сокровенное знание из областей, тропы пересечения которых веками ранее должны были обратиться в утрамбованную площадь.
И откровенные ляпы, к примеру, августовский ayatollah - могут маскировать свежее (или относительной свежести, поскольку спросонья) осмысление понятия. Считать мошенничеством то, что придерживается пути любыми средствами, а не бежит от ответственности, ссылаясь на авторитет и историческую данность - значит, пресекать упадок культуры, а значит, и её развитие.
...
.Es gab in Madrid keine Kutschen
(Cervantes, Bruno Frank, 1934)
No comments:
Post a Comment